Экология и природопользование (профиль Экология и экологический мониторинг)

Срок обучения: 4 года

Форма обучения:

Квалификация: Бакалавр


Краткое описание

По итогам освоения образовательной программы 05.03.06 Экология и природопользование, направленность/профиль Экология и экологический мониторинг выпускникам присваивается квалификация «бакалавр» (академический бакалавриат). Область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу бакалавриата, включает: проектные, изыскательские, научно-исследовательские, производственные, маркетинговые, консалтинговые, экономические, юридические, обучающие, экспертные отделы, департаменты, бюро, центры, фирмы, компании, институты, занимающиеся охраной окружающей среды; федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации; федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственные управление в сфере охраны природы и управления природопользованием; службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, по экологической безопасности и экологической политике, служ средства и способы, используемые для уменьшения выбросов в окружающую среду; процесс создания нормативно-организационной документации в области рационального природопользования, экологической безопасности, проведения мероприятий по защите окружающей среды от негативных воздействий, рациональное природопользование; образование, просвещение и здоровье населения, демографические процессы, программы устойчивого развития на всех уровнях. Исходя из потребностей рынка труда, программа академического бакалавриата ориентирована на научно-исследовательский, контрольноревизионный и проектный виды профессиональной деятельности. Выпускник, освоивший программу бакалавриата, в соответствии с видами профессиональной деятельности должен быть готов решать следующие профессиональные задачи: 1) в области научно-исследовательской деятельности: участие в проведении научных исследований в области экологии, охраны природы и иных наук об окружающей среде, в организациях, осуществляющих образовательную деятельность; проведение лабораторных исследований; осуществление сбора и первичной обработки материала; участие в полевых натурных исследованиях; 2) в области контрольно-ревизионной деятельности: подготовка документации для экологической экспертизы различных видов проектного анализа; участие в контрольно-ревизионной деятельности, экологическом аудите, экологическом нормировании и экологическом контроле состояния окружающей среды; производственный экологический контроль в организациях; контроль мелиоративного состояния и обеспечение регулирования водно-воздушного режима мелиоративных земель; проведение инженерно-экологических исследований для оценки воздействия на окружающую среду разных видов хозяйственной деятельности; 3) в области проектной деятельности: сбор и обработка первичной документации для оценки воздействий на окружающую среду; участие в проектировании типовых мероприятий по охране природы; проектирование и экспертиза социально-экономической и хозяйственной деятельности по осуществлению проектов на территориях разного иерархического уровня; разработка проектов практических рекомендаций по сохранению природной среды. Целью образовательной программы 05.03.06 Экология и природопользование, направленность/профиль Экология и экологический мониторинг является подготовка компетентных кадровых ресурсов в области экологии, природопользования и охраны окружающей среды, удовлетворя- ющих потребностям региональной системы органов управления природопользованием и охраны окружающей среды на основе формирования и развития профессиональных и личностных качеств, навыков и умений в сочетании с требованиями передовых инновационных технологий. Направленность (профиль) образовательной программы обусловлена ориентацией на конкретные области знания и виды деятельности с учетом потребности высококвалифицированных кадров на региональном рынке труда в области экологии и управления охраной окружающей среды. Планируемыми результатами освоения программы бакалавриата являются общекультурные, общепрофессиональные, профессиональные компетенции, установленные федеральным государственным образовательным стандартом по направлению подготовки 05.03.06 Экология и природопользование (далее – образовательным стандартом). Общекультурные компетенции: способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции (ОК-1); способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2); способность использовать основы экономических знаний в различных сферах жизнедеятельности (ОК-3); способность использовать основы правовых знаний в различных сферах деятельности (ОК-4); способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-5); способность работать в коллективе, толерантно воспринимать социаль описания биологического разнообразия, его оценки современными методами количественной обработки информации (ОПК-2); владение профессионально профилированными знаниями и практическими навыками в общей геологии, теоретической и практической географии, общего почвоведения и использовать их в области экологии и природопользования (ОПК-3); владение базовыми общепрофессиональными (общеэкологическими) представлениями о теоретических основах общей экологии, геоэкологии, экологии человека, социальной экологии, охраны окружающей среды (ОПК4); владение знаниями основ учения об атмосфере, гидросфере, биосфере и ландшафтоведении (ОПК-5); владение знаниями основ природопользования, экономики природопользования, устойчивого развития, оценки воздействия на окружающую среду, правовых основ природопользования и охраны окружающей среды (ОПК-6); способность понимать, излагать и критически анализировать базовую информацию в области экологии и природопользования (ОПК-7); владение знаниями о теоретических основах экологического мониторинга, нормирования и снижения загрязнения окружающей среды, техногенных систем и экологического риска, способностью к использованию теоретических знаний в практической деятельности (ОПК-8); способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-9). Профессиональные компетенции, соответствующие контрольноревизионной деятельности: владение знаниями теоретических основ экологического мониторинга, экологической экспертизы, экологического менеджмента и аудита, нормирования и снижения загрязнения окружающей среды, основ техногенных систем и экологического риска (ПК-8); владение методами подготовки документации для экологической экспертизы различных видов проектного анализа, проведения инженерноэкологических исследований для оценки воздействия на окружающую среду разных видов хозяйственной деятельности, методами оценки воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду и здоровье населения, оценки экономического ущерба и рисков для природной среды, экономической эффективности природоохранных мероприятий, платы за пользование природными ресурсами (ПК-9); способность осуществлять контрольно-ревизионную деятельность, экологический аудит, экологическое нормирование, разработку профилактических мероприятий по защите здоровья населения от негативных воздействий хозяйственной деятельности, проводить рекультивацию техногенных ландшафтов, знать принципы оптимизации среды обитания (ПК-10); способность проводить мероприятия и мониторинг по защите окружающей среды от вредных воздействий; осуществлять производственный экологический контроль (ПК-11) Профессиональные компетенции, соответствующие научноисследовательской деятельности: владение знаниями об основах землеведения, климатологии, гидрологии, ландшафтоведения, социально-экономической географии и картографии (ПК-14); владение знаниями о теоретических основах биогеографии, экологии животных, растений и микроорганизмов (ПК-15); владение знаниями в области общего ресурсоведения, регионального природопользования, картографии (ПК-16); способность решать глобальные и региональные геологические проблемы (ПК-17); владение знаниями в области теоретических основ геохимии и геофизики окружающей среды, основ природопользования, экономики природопользования, устойчивого развития (ПК-18);. Профессиональные компетенции, соответствующие проектной деятельности: владение знаниями об оценке воздействия на окружающую среду, правовые основы природопользования и охраны окружающей среды (ПК-19); способность излагать и критически анализировать базовую информацию в области экологии и природопользования (ПК-20); владение методами геохимических и геофизических исследований, общего и геоэкологического картографирования, обработки, анализа и синтеза полевой и лабораторной геоэкологической информации, методами обработки, анализа и синтеза полевой и лабораторной экологической информации (ПК-21).