Профессор КГУ принял участие в XXII Международном Макаренковском форуме

5 апреля

С 1 по 5 апреля 2024 года в Москве проходил ХХII Международный Макаренковский форум, в котором принял участие профессор кафедры психологии образования и социальной педагогики, доктор педагогических наук Александр Григорьевич Пашков.

Международный Макаренковский форум с 2003 года ведёт целенаправленную работу по следующим направлениям:

✓актуализация педагогического наследия А.С. Макаренко в современных условиях

✓выявление, поддержка и распространение систем, практик и технологий воспитания на основе созидательно-продуктивной деятельности, преодоление разговорно-развлекательного тренда в воспитании детей и молодёжи

✓поддержка и развитие научно-технической, исследовательской и проектной деятельности детей и молодёжи, распространение успешного опыта интеграции различных форм продуктивной занятости в образовательный процесс

✓развитие и сопровождение педагогической инноватики, преодоление имитационных практик в образовании и другим

Тема нынешнего форума: «Макаренковский «труд-забота» как основание и приоритет отечественной школы и семьи».

В обсуждении темы участвовали депутаты Государственной Думы РФ, члены Совета Федерации и Общественной палаты РФ Олег Александрович Сирота, Ольга Михайловна Казакова, Нина Александровна Останина, Олег Николаевич Смолин, Дмитрий Александрович Пекуровский и другие почётные гости.

С большим вниманием были выслушаны сообщения учёных и практиков – продолжателей идей А.С. Макаренко (Анатолий Борисович Вифлеемский, Виктор Иванович Слободчиков, Татьяна Ивановна Курасова, Нина Павловна Ерюхина, Игорь Иванович Сулима). В выступлениях рассматривались духовно-нравственный и социально-экономический потенциал трудового и производственного воспитания подрастающего поколения; существующие правовые ограничения, снижающие воспитательную результативность включения детей и подростков в труд; нормативно-правовые аспекты создания собственного школьного производства как основной формы приобщения учащихся к производительному труду и соответствующие изменения, которые необходимо внести в действующее законодательство.

Александр Григорьевич выступил на пленарном заседании форума с докладом на тему: «Труд как образовательный феномен и педагогическое понятие». Докладчик актуализировал педагогическое понимание труда как продуктивно-созидательного способа пробуждения, выражения и обогащения мыследеятельности ребёнка, его нравственного отношения к людям, обществу и природе, гражданской ответственности, патриотизма и др. личностных новообразований. На основе идеи соединения физических и душевно-духовных сил и способностей личности предложена авторская классификация видов труда детей и подростков. Развита идея А.С Макаренко о важности организации трудового/производственного воспитания в составе автономных  самоуправляемых детско-взрослых сообществ.

С полным текстом доклада можно познакомиться на кафедре психологии образования и социальной педагогики.

Во второй и третий день работы форума его участники могли ознакомиться с современными практиками воспитания школьной молодёжи «пользой и продуктом». В двух павильонах ВДНХ были представлены наработки разных регионов России по трудовому и производственному воспитанию школьников, а пояснения по вопросам содержания, форм и технологий обеспечения увлекательной продуктивной занятости современных детей и подростков давали сами воспитанники и их наставники.

Форум принял резолюцию, которая будет опубликована в одном из ближайших выпусков журнала «Народное образование».


Новости по теме: