Модернизация социально-нравственного воспитания молодежи: крупный международный научный форум на Курской земле

23 мая 2014

23 мая кафедрой психологии образования и социальной педагогики Курского государственного университета совместно с базовым для факультета педагогики и психологии КГУ Советским социально-аграрным техникумом проведена Международная научно-практическая конференция «Социально-нравственное  развитие  личности  в  условиях  трансформации  культуры  и  образования:  проблемы  и  опыт».

Соучредителями конференции выступили Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка (Республика Беларусь); Минский государственный лингвистический университет (Республика Беларусь); Полтавский национальный педагогический университет им. В.Г. Короленко (Украина); Воронежский государственный педагогический университет; Курская государственная  сельскохозяйственная академия. В организационный комитет X международной конференции вошли известные российские и зарубежные ученые, исследующие актуальные проблемы социально-нравственного воспитания молодежи, развития образовательных систем в современном глобализирующемся мире, анализирующие наиболее важные тенденции и перспективы развития образования и его готовности ответить на вызовы времени. Конференция была проведена в рамках Межрегионального фестиваля научного и художественного творчества молодежи «Родные истоки», посвя­щенного Дню славянской письменности и культуры и 75-летию народного художника России В.М. Клыкова.

Основными направлениями работы конференции стали:

  1. Этизация образования как всеобщая и универсальная тенденция развития образовательных систем в современном мире.
  2. Нравственное становление личности в условиях  кризиса культуры: диалектика временного и вечного.
  3. Аксиологический подход в социально-нравственном воспитании детей и молодежи: традиции и новации педагогической теории и образовательной практики.
  4. Социально-педагогическая среда в системе факторов нравственного становления личности: модели и реализация.
  5. Проектная деятельность в системе средств социально-нравственного становления личности.
  6. Проблемы диагностики и оценки эффективности социально-нравственного развития личности.
  7. Отчий край, малая родина в системе факторов социально-нравственного становления личности.
  8. Формирование ценностного отношения детей и молодежи к природной среде, к культуре земледелия как основа социальной и экономической модернизации России.

К участию в конференции были приглашены преподаватели ВУЗов, учреждений среднего профессионального образования, аспиранты, докторанты, магистранты, сту­денты духовных и светских образовательных учреждений, педагоги и руководители образовательных учреждений, педагоги-практики, руководители образовательных учреждений, а также руководители региональных и муниципальных органов власти.

В конференции приняли участие более 200 ученых и педагогов-практиков, представивших результаты своих исследований и практический опыт решения проблем социально-нравственного воспитания детей и молодежи в условиях изменяющегося российского общества. Среди участников конференции – более 30 докторов наук, более 70 кандидатов наук, представлявших Россию, Беларусь, Украину, Казахстан.

Конференция проводилась под патронажем Исполкома Курского регионального отделения Партии «Единая Россия» в лице руководителя Исполкома КРО, кандидата педагогических наук, доцента Александра Петровича Трубникова; Администрации Советского района Курской области в лице Главы района Владимира Александровича Савельева; Курского землячества в Москве; Союза женщин России.

Особый интерес вызвали пленарные доклады конференции, ставшие отправной точкой в обсуждении тенденций и проблем социально-нравственного воспитания молодежи, поиска эффективных путей и средств решения таких проблем в условиях трансформации культуры и образования. Среди выступивших на пленарном заседании с докладами оказались известные в стране специалисты в области социальной педагогики, теории нравственного воспитания, теологии и религиоведения: кандидат педагогических наук, доцент, член-корреспондент АПСН, докторант кафедры психологии образования и социальной педагогики Игорь Евгеньевич Булатников; доктор педагогических наук, профессор Курского государственного университета, действительный член АПСН Александр Валентинович Репринцев; доктор педагогических наук, профессор, действительный член МАНПО Владимир Михайлович Меньшиков; доктор педагогических наук, профессор Елецкого государственного университета им.И.А.Бунина Александр Евгеньевич Крикунов; доктор педагогических наук, профессор Воронежского государственного педагогического университета Марина Викторовна Шакурова; кандидат педагогических наук, доцент, зав.кафедрой педагогики Минского государственного лингвистического университета, член-корреспондент АПСН Владимир Вячеславович Пашкевич; доктор педагогических наук, профессор, зав.кафедрой психологии образования и социальной педагогики Курского государственного университета, действительный член МАНПО Александр Григорьевич Пашков; кандидат педагогических наук, доцент, председатель общественного молодежного центра «Монолит» Александр Петрович Трубников; кандидат философских наук, доцент кафедры социологии и политологии Курского государственного университета Сергей Анатольевич Муравьев; кандидат педагогических наук, доцент, Зам.Председателя комитета образования и науки Курской области Наталья Александровна Пархоменко; кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Минского государственного лингвистического университета Виктор Григорьевич Литвинович; кандидат педагогических наук, доцент, директор Советского социально-аграрного техникума Ольга Алексеевна Воробьева; доктор педагогических наук, профессор Воронежского государственного педагогического университета, Заслуженный деятель науки Российской Федерации, действительный член МАНПО Евгений Петрович Белозерцев.

Начатые в рамках пленарного заседания дискуссии продолжились в работе секций. Особый интерес участников и наиболее бурные обсуждения вызвали площадки, которыми руководили И.Е. Булатников, В.В. Пашкевич (Нравственное становление личности в условиях кризиса культуры: диалектика временного и вечного); А.В. Репринцев, М.В. Шакурова (Социально-педагогическая среда в системе факторов нравственного становления личности: модели и реализация); Е.П. Белозерцев, В.Г. Литвинович (Отчий край, малая родина в системе факторов социально-нравственного становления личности); А.Е. Крикунов, С.А. Муравьев (Этизация образования как всеобщая и универсальная тенденция развития образовательных систем в современном мире); Ю.В. Фурман, Г.А. Геллер (Формирование ценностного отношения детей и молодежи к природной среде, к культуре земледелия как основе социальной и экономической модернизации России) и др.

Участники конференции единодушно констатировали необходимость значительной активизации усилий всех факторов в деле социально-нравственного развития детей и молодежи, реальной «борьбы за молодежь». Все выступавшие апеллировали к событиями в братской Украине, в которой явно обозначился непреодолимый культурный конфликт, переросший практически в гражданскую войну. В основе такого конфликта, по мнению выступавших, лежат проблемы социально-нравственного воспитания молодежи, формирования в сознании юношества устойчивой системы нравственных координат, развития гордости за свою национальную историю и ее героев. Особое внимание выступающими было обращено на поддержку приобщения детей и молодежи к традиционным ценностям русского этноса, уважение представителей других культур и народов, гуманизации отношений в среде молодежи, в отношениях детей и взрослых.

К началу работы международной конференции из печати вышли два тома сборника материалов конференции, в которых представлены доклады всех участников форума (Социально-нравственное развитие личности в условиях трансформации культуры и образования: проблемы и опыт : Материалы  X  международной научно-практической конференции/ Под ред. И.Е. Булатникова, О.А. Воробьевой, А.В. Репринцева: В 2 тт. – Т. 1. – Курск: ООО «Мечта», 2014. – 494 с.; Т.2. – Курск: ООО «Мечта», 2014. – 374 с.).

Что дает проведение научно-практических конференций не на традиционной университетской базе, а в «глубинке», на площадке учреждения среднего профессионального образования? Таких преимуществ много, и главные среди них состоят в том, что ученые и практики оказываются в продуктивном творческом диалоге, в ситуации совместного обсуждения проблем и путей их решения. Это делает «практичными» теоретические концепции исследователей, а практиков вооружает самой передовой психолого-педагогической теорией, приобщает к высокой культуре научно-педагогического исследования. Вот и в этот раз все участники конференции обратили внимание на резкий скачок в развитии базового ССУЗа, в гуманизации, этизации и эстетизации его среды, в насыщении такой среды важными духовно-нравственными смыслами и ценностями, обеспечивающими не только подготовку специалистов к профессиональной деятельности, но и выход в самостоятельную жизнь социально активных, нравственно устойчивых граждан, способных жить и трудиться на благо своего Отечества, своего народа. Лейтмотивом многих выступлений была мысль о том, что никакие реформы не имеют смысла, если они не обращены к человеку, к повышению качества его жизни, если они не способствуют максимально полной реализации им своих способностей и дарований. Образование должно помочь входящему в сложный и противоречивый мир молодому человеку выработать устойчивую систему нравственных координат, которые помогут ему обрести человеческое счастье, стать полноправным гражданином своей страны, рачительным хозяином на своей земле.