Символы Победы: советские плакаты времен Великой Отечественной войны

28 апреля 2020

Году памяти и славы посвящается.

Выпуск 72.

Третий фронт.
Пропаганду и агитацию называли третьим фронтом Великой Отечественной. Решение об организации пропаганды было принято уже в первые дни войны. Основные образы, задействованные в ней, формировались в Управлении пропаганды и агитации ЦК ВКП(б) и Отделении по работе с войсками противника РККА. 24 июня 1941 года ответственным за пропаганду на радио и в печати стало Совинформбюро.

Смотреть видео:
23 апреля 2020 Символы Победы: советские плакаты // 1ТВ

Окна ТАСС.
В советское время плакаты были одним из самых распространенных средств массовой агитации. 25 июня 1941 года была создана редакция-мастерская по выпуску военно-оборонного плаката «Окна ТАСС» - Телеграфное агентство Советского Союза (ТАСС).

Кукрыниксы.
Об уникальном творческом коллективе советских художников «Кукрыниксах» – Михаиле Куприянове, Порфирии Крылове, Николае Соколове – документальный фильм «Кукрыниксы против Третьего рейха» / Телеканал «Россия – Культура» (Россия, 2016 г.). Режиссер: Дмитрий Антонов.

Через плакат.
С первых дней наступления гитлеровской армии на улицах советских городов появлялись агитационные плакаты. Они призывали выступить против фашизма, к самоотверженной борьбе, поднимали дух воинства, развеивали миф о непобедимости врага, давали надежду изнемогающему от тягот войны гражданскому населению, поддерживали связь отдельного человека и страны.

Развитие плаката.
Эволюция образа врага на плакатах отражает весь ход войны, рост силы и уверенности в своей правоте нового советского народа, которому под силу было противостоять всемирному злу, восстановить из руин страну. Прослеживаются несколько этапов в развитии плаката Великой Отечественной войны.

Призыв к защите Родины.
Сюжеты первых плакатов 1941-1942 гг. были насыщены атаками и подчеркивали всенародность борьбы, связь народа с армией, они призывали уничтожить противника. С 1942 года, когда враг приблизился к Волге, взял в блокаду Ленинград, дошел до Кавказа, захватил огромные территории с мирными жителями, плакаты стали отражать страдания советских людей, женщин, детей, стариков на оккупированной земле и непреодолимое стремление Советской Армии разгромить Германию, помочь тем, кто не в силах постоять за себя.

Разгром врага уже близок.
После контрнаступления под Москвой и Сталинградом солдаты осознали свою силу, единство и священный характер своей миссии. Изменилась тематика советского военного плаката. Он призывает дойти до Берлина, освободить не только свою страну, но и Европу. Разгром врага уже близок, время требует от художников жизнеутверждающих работ, приближая встречу освободителей с освобожденными городами, селами, с семьей. Плакаты становятся выражением народной любви, гордости за страну, за народ, породивших и воспитавших таких героев.

Источники: СТИЛЬ ЖИЗНИ I Волонтеры КГУ1tv.ru

Еще новости по этой теме