Герои Курской битвы: подвиг Марии Боровиченко

14 июля 2020

14 июля 1943 года на поле боя у села Орловка санинструктор гвардии старший сержант Мария Боровиченко спасла раненного командира взвода, прикрыв его своим телом и метнув при этом гранату во вражеский танк. Осколок вражеского снаряда попал ей в сердце. Ей было лишь 17...

Машину родную Мышеловку немцы оккупировали в августе 1941 года. Вместе с дядей она ушла из дому и отправилась к линии фронта.

Гвардии генерал-полковник дважды Герой Советского Союза А.И. Родимцев вспоминал: «10 августа 1941 г., в один из самых трудных дней для столицы Украины — города Киева, со стороны противника через линию нашей обороны перешли двое — мужчина и девочка. Я сказал, чтобы их привели на командный пункт. Первой в блиндаж вошла девочка, смуглолицая и черноглазая, в коротком порванном ситцевом платьице, босая. За ней — коренастый, небритый мужчина лет сорока пяти, с густой сединой на висках, в синей косоворотке и тоже босой. Девочка старалась держаться поближе к мужчине и с доверчивостью ребенка смотрела то на меня, то на окружающих офицеров… Они проявили себя, как настоящие разведчики, и, пробираясь к линии фронта, успевали наблюдать и запоминать: дядя с 15-летней племянницей доставили важные данные о расположении врага в распоряжение командования 5-й воздушно-десантной бригады. Благодаря этой информации наша артиллерия уничтожила многие вражеские орудия и пулеметные точки».

Машенька и ее дядя были зачислены бойцами военно-десантной бригады 11 августа 1941 года. Уже 13 августа, во время боя на территории Киевского сельхозинститута, М. Боровиченко вынесла с поля боя восьмерых раненых и застрелила двоих немцев при спасении комбата Симкина.

А. Родимцев свидетельствовал: «Когда наш первый батальон, которым командовал капитан Симкин, ворвался в здание сельхозинститута и в нем завязалась рукопашная схватка, среди бойцов-десантников оказалась и маленькая смуглая санитарка. Она успела вынести из коридора института трех наших раненых солдат. Удивленный отвагой этой девочки, капитан Симкин приказал ей вернуться в батальонный санитарный пункт. Однако через несколько часов капитан снова увидел санитарку во дворе института: она перевязывала руку нашему пулеметчику и над чем-то смеялась. За поясом у нее торчал трофейный немецкий пистолет. Симкин рассердился: «Как ты посмела не выполнить приказа? Только и недоставало, чтобы дети здесь под огнем бегали. Сейчас же в санитарный пункт!»… А через полчаса капитан Симкин был тяжело ранен. Теряя сознание, он увидел черноглазую девочку с тяжелой санитарной сумкой через плечо, бегущую к нему сквозь дым и пыль боя. По-видимому, фашисты решили захватить командира живым. Трое гитлеровцев одновременно бросились к раненому капитану, но Машенька успела подбежать раньше. Припав на колено, она выхватила пистолет и убила двух фашистов, третий шарахнулся в сторону и залег за кучей щебня. Он вскинул автомат, прицелился, однако дать очередь не успел: кто-то из бойцов метнул гранату, и она грянула взрывом, далеко разбросав щебень».

7 сентября 1941 года в бою у села Мельня (Конотопский район Сумской области, Украина) помогла установить пулемёт на высоте у реки Сейм. Огонь именно этого пулемёта сорвал все попытки гитлеровцев переправиться через реку. 9 сентября 1941 года 5-я воздушно-десантная бригада попала в окружение, но через 10 дней с боями прорвалась к своим войскам.

В конце октября 1941 года Мария в составе разведгруппы участвовала в рейде в тыл врага для захвата автоколонны с горючим в селе Верхнее Гуторово (Курский район Курской области). Во время завязавшегося боя, когда солдат противника выбил у неё пистолет, подхватила трофейный автомат и уничтожила четверых немцев.

В период героической битвы за Сталинград М.С. Боровиченко находилась на передовой в составе 13-й гвардейской стрелковой дивизии, которой командовал А. И. Родимцев. 14 февраля 1943 года она была награждена медалью «За боевые заслуги».

Разведчица и санитарка Маша Боровиченко близко подружилась со старшим фельдшером санитарной роты 34-го гвардейского стрелкового полка Мишей Кравченко. Впервые они встретились в бою, и с тех пор старались держаться вместе, сражались бок о бок, помогали друг другу и проявляли удивительную отвагу, подвергая себя смертельной опасности. Командир полка дважды представлял их обоих к наградам.

По воспоминаниям А. Родимцева: «В Сталинграде бойцы 13-й гвардейской ордена Ленина стрелковой дивизии бесстрашно сражались за каждую площадь и улицу, за каждый квартал и дом, за каждый подвал и этаж. Ранним утром 24 сентября я находился на командном пункте. Грохот танковых пушек, треск автоматов и пулеметов сливались в сплошной прерывистый гул. В воздухе то и дело взвизгивали пули, с коротким, пронзительным звоном рвались мины, и осколки, впиваясь в стены, дробили кирпич. Залегая в бомбовых воронках, укрываясь за грудами щебня и остатками стен, наши автоматчики косили фашистов с расстояния в двадцать — тридцать метров. Близко от меня разорвалась граната, рыжим клубком взлетела глинистая пыль, и, словно из самой пыли, пронизанной коротким блеском огня, вдруг поднялся человек. Машенька бросилась через провал в стене, и только она исчезла, как на том месте, где стояла, грянула взрывом мина. Промедли она лишь несколько секунд, и все было бы кончено. Но она услышала стон раненого и поспешила на помощь. Так иногда случается на войне: человека спасает исполнение долга. А еще через две-три минуты я увидел и Мишу Кравченко. Запыленный, в изорванной шинели, он осторожно нес вместе с Машенькой среди развалин тяжело раненного солдата».

После окончания Сталинградской битвы Маша и Миша решили пожениться. За два дня до уничтожения врагов в городе они отправились в цех завода «Красный Октябрь», чтобы осмотреть раненых по приказу командира медсанроты. Там военфельдшер Михаил Кравченко был убит немецким снайпером на глазах у своей невесты. Поражает, насколько сильным было в девушке чувство воинского долга. Когда Миша упал, сраженный пулей фашиста, ей хватило выдержки и самообладания, чтобы эффективно ответить врагу двумя гранатами. Она вернулась в цех и молча опустилась перед Мишей на колени.

Летом 1943 года велись ожесточенные бои под Обоянью Курской области, где гитлеровские части пытались прорваться к Курску. М. Боровиченко пришла к Курской дуге в звании старшего сержанта. Воинская часть, в которой служила Маша, находилась на самом опасном участке, приходилось постоянно отбивать атаки врага. В составе 32-го Гвардейского артполка 13-й Гвардейской стрелковой дивизии 5-й Гвардейской армии Воронежского фронта Мария Боровиченко продолжала свой ежедневный героический труд под вражескими пулями.

14 июля у деревни Орловка Белгородской области Маша вынесла с поля боя четверых раненых солдат. Спасая пятого — командира взвода лейтенанта П. К. Корниенко, — она успела метнуть гранату в фашистский танк. Тут ее поразил осколок вражеского снаряда, попавший в самое сердце Марии, до ее 18-летия оставалось чуть более трех месяцев.

Источник: Курская область

#КурскаяБитва #ГероиКурскойБитвы #память